Интервью с Марией Булыгиной, директором Специализированного фонда управления целевым капиталом ТГУ («Эндаумент-фонд»).
Как давно ваш фонд существует и публикует отчётность, в том числе сверх той, которую от вас требуют официальные органы?
Фонд создан в 2010 году, наш первый целевой капитал был сформирован в 2011-м. Начали мы отчитываться больше того, чем требует законодатель, с 2012 года – публикуем на сайте содержательные отчеты, это pdf-файлы.
Поначалу, когда объем целевого капитала был небольшим, проекты, которые финансировались за счет дохода, также были немногочисленными, и мы не считали нужным делиться с публикой столь скромными результатами. Дальше мы начали расти количественно и качественно. Начали появляться новые целевые капиталы. И в 2020 году мы впервые опубликовали развернутый, большой содержательный отчёт в виде буклета. У нас уже было, чем поделиться со всеми стейкхолдерами, с благополучателями, с нашими меценатами.
С тех пор мы регулярно такой содержательный отчёт выпускаем, обычно в начале марта – стремимся его приурочить к заседанию органов управления, на котором мы отчитываемся за прошедший год. Объем отчёта сейчас уже немаленький: брошюра более 60 страниц.
И на сайте, и в отчёте мы освещаем ключевые решения органов управления, прежде всего касающиеся направлений финансирования. Обязательно рассказываем о наших управляющих компаниях, о результатах управления, о меценатах, публикуем мнения благополучателей, фотографии с мероприятий.
В конце года мы проводим мероприятие для благополучателей. На нём собираем стипендиатов года, которых сегодня уже больше 350 человек.
Что послужило причиной решения создать целевые капиталы при Томском университете?
В Томском университете тема целевых – ранее, до революции, они назывались «вечными» – вкладов и вечных капиталов была заложена ещё при основании университета. Ведь главный корпус университета почти на 50% был построен за счёт благотворительных средств: купцов, меценатов, филантропов Сибири, других регионов России, жителей города и региона. Часть средств оформлялась в виде вечных вкладов. В университете есть книга пожертвований – она сейчас хранится в отделе редких изданий научной библиотеки университета, – в которой зафиксировано каждое пожертвование.
Как организована работа в вашем фонде над сайтом и отчётностью?
Операционная команда фонда состоит из четырёх человек: директора, менеджера, юриста и бухгалтера. Я и наш менеджер вместе занимаемся составлением отчёта: сбором информации, составлением материалов. Дальше передаём на аутсорсинг дизайнеру и корректору, которые отчёт верстают и готовят его к публикации. Готовую брошюру мы издаём, публикуем и рассылаем по нашим меценатам. Pdf-файл с отчётом размещаем на нашем сайте.
Содержание, структура, дизайн отчета – в этом вы на какие-то образцы ориентируетесь?
Конечно, мы следим за работой тех ФЦК, которые уже преуспели в этом деле, – в частности, за работой коллег из МФТИ и МГИМО. Их отчёты содержательны, с одной стороны, а с другой отличаются продуманным дизайном, подачей информации, упором на инфографику.
Насколько работа над необязательной отчётностью финансово и трудозатратна?
С 2020 года, когда мы впервые выпустили развернутый отчёт, это стало достаточно затратным делом. Прежде всего из-за печати.
Но сейчас всё переходит в онлайн-формат, и мало кто пользуется печатными изданиями. Поэтому мы будущие отчёты в большом количестве печатать не будем – ограниченным тиражом выпустим, всё остальное разместим на сайте. А все меценаты и дарители получат отчёт на электронную почту. Также мы всегда публично объявляем, что выпустили свой годовой отчёт.
Кто ваши стейкхолдеры с точки зрения публичной отчётности?
Это наши органы управления, это меценаты. Ещё среди наших стейкхолдеров, конечно же, наши благополучатели. У последних мы обязательно берём отзывы: спрашиваем, как им помогла поддержка фонда, что они смогли сделать, насколько наша поддержка повлияла на их учебную либо профессиональную траекторию.
Взаимодействуете ли каким-то образом с информационными подразделениями вашего вуза, координируете с ними свою работу?
Мы находимся в постоянной тесной связке с пресс-службой университета. Отправляем им новости о нашей деятельности, готовим сюжеты для университетской газеты Alma Mater. Работу нашу мы всегда координируем с управлением информационной политики. Работаем всегда слаженно. Коллеги нам всегда помогают, публикуют наши новости, помогают продвигать фонд в университетском сообществе.
Кто выступает наиболее заметными меценатами, донорами для вашего фонда?
Стратегические партнеры – это средний и крупный бизнес региона и это предприятия, которые заинтересованы в подготовке кадров. В последнее время очень важную роль начали играть промышленные партнеры университета. Они приходят в университет с определёнными запросами – например, им нужно провести исследование. Они заходят на какой-то факультет с соответствующим предложением, могут сделать взнос. А дальше либо на доход от взноса проводится исследование, либо просто в знак благодарности делается взнос в целевой капитал на поддержку того или иного факультета.
Ещё у нас есть примеры, когда корпоративные партнеры учреждают именные стипендии. Конечно, одна из основных категорий меценатов – это выпускники университета. Это движущая сила.
Насколько ваша информационная политика способствует привлечению средств в фонд?
Конечно, помогает, потому что в основе доверия к нам лежит уверенность в максимальной прозрачности нашей деятельности. У тех, кто дает нам деньги, должна быть информация о реальных благополучателях, о конкретных программах, которые мы финансируем, о том, как мы размещаем средства. Кстати, за 14 лет нашей работы пока что не было года, когда бы мы получили отрицательную доходность. Ежегодно фонд прирастает активами. Мы гордимся тем, что наша работа представляет собой достаточно прозрачный процесс. Мы всегда открыты для сотрудничества, для работы с коллегами и партнерами.
Среди проектов, которые финансируются из ФЦК, преобладают разовые проекты или долгосрочные?
Преобладают однозначно долгосрочные – прежде всего обусловленные целевыми пожертвованиями меценатов, в том числе именные стипендиальные программы. И это логично, ведь целевой капитал – это про долгосрочные деньги, про долгосрочное планирование.
Когда мы хотим, чтобы какой-то проект поддерживался регулярно, на постоянной основе, на долгие годы, то, конечно же, его лучше заводить на финансирование под целевой капитал.
Немного хотелось бы поговорить про регулирование. Есть в существующей законодательной и нормативной базе то, что мешает вашей работе? Может быть, чего-то не хватает?
Мы входим в рабочую группу по совершенствованию законодательства рынка целевых капиталов организаций высшего образования. Очень много поправок сейчас разрабатывается. В частности, чего очень сильно не хватает – это того, чтобы наши жертвователи, юридические лица, получили право на налоговые преференции. Хотя социально ориентированные некоммерческие организации такую льготу для юрлиц предоставляют.
Хотелось бы также, чтобы эндаументы могли участвовать в конкурсах на федеральные гранты, которые бы направлялись на увеличение активов фондов.
Если смотреть в будущее, то стоило бы подумать над зарубежным опытом, где фонды целевого капитала могут выступать самостоятельными инвесторами, а не действовать строго через управляющие компании. Если когда-нибудь нам дадут такую возможность, то университеты должны будут научиться инвестированию. Может быть, это станет стимулом для развития.
Это интервью — часть исследования российских фондов целевого капитала, которое RAEX сделало по инициативе Благотворительного фонда Владимира Потанина. Узнать больше, прочитать другие интервью и узнать о выводах исследования можно на странице проекта.