В конце декабря выпускник ТГУ, член совета директоров «Сибирской Аграрной Группы» Тимур Хисматуллин вручил именные стипендии пяти студентам ТГУ. Финансовую поддержку они получили из процентов от вклада, который Тимур Хисматуллин сделал в эндаумент-фонд ТГУ. Это первый случай в истории университета, когда стипендия названа в честь выпускника – современного жертвователя. С Тимуром Хисматуллиным мы поговорили о традиции жертвования и о том, зачем выпускникам возвращаться в университет.

– Тимур Рашитович, почему вы считаете важным, что выпускник должен вернуться в университет и что-то сделать для него по прошествии лет?

– Настало время вернуть то, что в свое время тебе дал университет. Я считаю, что именно благодаря обучению в университете получилось достичь определенных результатов. И эта стипендия – благодарность, по большому счету. Форма эндаумента позволяет сделать поддержку университета на постоянной, системной основе. Я понимаю, что этот фонд независимый, он имеет наблюдательный совет. И очень важно, что он открытый, понятный.

 

– Как вы считаете, почему в России эндаумент-фонды – не распространенная форма поддержки университетов выпускниками?

– Потому что в Англии и Америке, например, с самого начала начинают рассказывать студентам, что такое эндаумент-фонд, какие цели он преследует. Объяснять, что все, что есть вокруг, было создано предыдущими поколениями, поколениями выпускников, меценатов. У нас эта традиция была прервана советским периодом. Сейчас ее нужно возрождать.

Настал тот период, когда многие выпускники, мои друзья, реализовавшие себя, начинают задумываться о каких-то глобальных вещах, например об образовании в целом. По-хорошему, надо помогать не только конкретно своей alma mater. Насколько я знаю, в наш эндаумент-фонд внес деньги и Сергей Собянин. Это показатель того, что люди понимают, что это такое, что за этим стоит.

– На вручении премии вы сказали, что готовы помогать фонду – рассказывать о нем, популяризировать…

– Да, в первую очередь своему кругу общения, предпринимателям. Они близки по духу, и задача – объяснять, зачем это нужно.

– То есть такая проблема тоже есть – люди просто не знают, как это работает?

– К сожалению, об этом мало рассказывают. Может, у вас на сайте есть информация, и все. Это надо продвигать в массы, объяснять. Сейчас еще рано, но в последующем можно проводить отчетные мероприятия. И важно рассказывать про историю. Да, эндаумент-фонд молодой, но ему предшествовала другая традиция, возможно, она по-другому называлась, но суть была такой же – традиция жертвователей.
– Вы чувствуете свою личную причастность к истории университета?

– Конечно. И это тоже немаловажно. Причастность к университету, к родной земле вне зависимости от того, где выпускник работает и живет. Это корни. Это подвигает людей сделать жертвования.

– Вы рассказывали про своих друзей, которые уже чего-то достигли, и сказали такую фразу: «Пришло время отдавать». Это какая-то философия?

– Мы же все знаем из психологии про пирамиду Маслоу: когда решены все твои физиологические потребности, возникают другие, духовные. Это естественный процесс развития личности. И люди к определенному моменту понимают, что не в деньгах счастье.

Очень важно, чтобы развивалось общество, образовывалось, но вследствие кризиса у кого-то таких возможностей нет. Кто-то из необеспеченных семей – и им поддержка должна быть. Вне бюджета. Бюджет университета ограничен рамками, особенно законодательными. И возможность иметь такой альтернативный источник, как эндаумент-фонд, – это возможность маневра, возможность потратить средства на те вещи, на которые государство не позволяет тратить.

Введите данные:

Forgot your details?