Библиотека Томского Университета сформирована и пополнялась, главным образом, из двух источников:
  1. Из книг, пожертвованных и жертвуемых университету в дар разного рода лицами, жертвовавшими или книги, или средства для приобретения книг, при чем масса таковых пожертвований собрана была еще задолго до открытия университета (за 6-10 лет). Жертвовались или целые библиотеки, приносимые в дар университету владельцами этих библиотек, или из библиотек, оставшихся после тех или других общественных деятелей, приобретались по выбору известные части книг. Почти все эти операции за указанный период времени производились при участии Василия Марковича Флоринского, бывшего Попечителя Западно-Сибирского учебного округа.
  2. Из книг, приобретенных Университетом после его открытия, частью на средства казны, частью на средства, пожертвованные Университету Александром Михайловичем Сибиряковым.
Способы приобретения книг библиотекою:
Среди путей приобретения библиотекою книг и периодических изданий, как способов приобретения прав на имущества, отметим: 1. покупку, 2- обмен, 3-отказ по завещанию; при чем нужно заметить, что обмен и обязательные экземпляры почти неотделимы друг от друга, равно как трудно уловимы способы 4 и 5, так как пожертвование (прижизненное, inter vivos, напр. проф. Манасеиным своей библиотеки Томскому университету, несомненно, вошло и в его духовное завещание, составленное mortis causa).Список главнейших частных библиотек и наиболее крупных пожертвований, вошедших в состав университетской библиотеки:

  • Библиотека графа Строганова в течение истекшего двадцати пятилетия (1888-1912) помещалась во втором этаже главного здания Университета, в 2-светном зале с 2 рядами галерей вокруг всего зала и занимает №1-3531(шкафы I-XXIII) и 6981-11164 (шкафы XXVIII-LXII), а самая драгоценная часть ее помещалась в 3 особых витринах, из коих 2 расположены в «иностранном» отделении библиотеки, где и остальная масса Строгановской библиотеки, а 3-я витрина внизу, в «русском» отделении библиотеки Университета.
  • Библиотека профессора Военно-Медицинской Академии Вячеслава Аксентьевича Манассеина, согласно желанию жертвователя, изложенному в письмах его от 23 августа и 7 ноября 1889 года на имя Совета Императорского Томского Университета, принята последним в дар на условиях, из коих самым важным является пункт г: «все книги должны быть выдаваемы для чтения только в самом помещении библиотеки и никому и ни в каком случае на дом».
Представляется уместным помянуть словом глубокой благодарности как всех благородных жертвователей на пользу университетской библиотеки, так и всех непосредственных работников библиотечного дела, выносивших – часто в тяжелых условиях- совместную культурную работу на пользу науки в местном Университете, как-то: библиотекаря художника (в высоком значении этого слова) Степана Кировича Кузнецова, первого библиотекаря Томского Университета; библиотекаря-труженика Николая Васильевича Миницкаго, проф. Михаила Георгиевича Курлова, так много потрудившегося над разработкой каталога медицинского факультета, и всех младших товарищей по работе.

Введите данные:

Forgot your details?